Рояль, или в отдельных случаях, фортепиано - являются одними из самых популярных музыкальных инструментов. В этом посте мы рассмотрим варианты техник записи рояля в студийных условиях.
В первую очередь, стоит упомянуть, что при записи рояля или фортепиано очень важно акустическое оформление помещения, а также правильно выбранное место установки источника звука. Всё дело заключается в звуковых отражениях и акустических особенностях звучания музыкального инструмента. Любое, даже незначительное изменение положения рояля относительно стен может кардинально сказаться на записываемом звуке и основном тембре.
При записи рояля используется несколько техник и широкий набор микрофонов. Первый вариант - запись на стереопару. Даже на несколько стереопар. В основной паре стоит использовать стереосистему AB - мы подробно писали о видах стереозаписи в одном из постов.
Положение микрофонов, высота и их наклон относительно инструмента очень важен. Главная стереопара устанавливается справа, напротив открытой крышки рояля, в среднем или дальнем поле. По высоте микрофоны лучше всего откалибровать следующим образом - по линии открытой крышки рояля, двигаясь вверх.
Угол наклона микрофонов позволяет контролировать количество отражений и естественного сигнала инструмента, сустейна, атаки, объёма и так далее. Главное, поэкспериментировать с углом наклона основной пары микрофонов, внимательно анализируя сигнал.
Старайтесь, чтобы звук равномерно распределился между микрофонами.
Для подчеркивания звучания и тембра, а также для локализации звучания инструмента вторая стереопара AB устанавливается в непосредственной близости к роялю, микрофоны направляются прямо на источник звука.
В отдельных случаях, добавляют также широкую стереопару, установленную, условно говоря, в начале и в конце рояля. Такой метод - установка широкой стереопары в ближнем поле - практически всегда является оправданным, так как он позволяет подчеркнуть регистры инструмента. Это очень гибкий способ, дающий пространство работы с панорамой и обширное воздействие на неё, относительно панорамы главной пары микрофонов.
Для решения таких сложных задач идеально подойдут флагманские микрофоны МКЛ-5000.
Самым простым способом будет установка одного микрофона непосредственно над струнами рояля, высоту и наклон регулируем в зависимости от требований к звуку.
Для такого метода великолепно подходит МК-117 или МК-115.
Также можно применить и МКЛ-5000 в разных режимах. У него их три - “восьмёрка”, кардиоида и круг. Нередки комбинации с таким положением и стереопары спереди рояля, за исполнителем, в среднем или дальнем поле, по краям рояля. Микрофоны направляются по углам рояля или чуть уже.
Очень хорошо при записи рояля себя проявляют узконаправленные микрофоны в стереопаре, например в системе XY, установленные в непосредственной близости от струн рояля, прямо под крышкой - МК-012 просто идеальное решение для этой задачи.
Зачастую стереопару формируют из ленточных микрофонов и устанавливают их в ближнем поле, направляя непосредственно под крышку. В этом случае незаменимым окажется МЛ-52-02.
В завершении темы записи клавишных инструментов делимся роликом невероятной красоты.
За качество звука в кадре отвечает стереопара Октава МК-219 - микрофон ныне снятый с производства, но нашедший своё продолжение в серии МК-319 и МК-119.
Запись находим интересной не только из-за микрофонов - возраст инструмента затмевает их "раритетность" - в кадре пианино Ritter Halle, по словам автора ролика примерно 1905 года.
На два десятка лет старше нашего завода!
Настоятельно рекомендуем к просмотру.