Эквализация - один из самых главных и важнейших этапов звукозаписи. В процессе эквализации звук при помощи эквалайзеров разного типа подвергается изменению частотного баланса, амплитуды. В этом посте мы рассмотрим основные типы эквалайзеров, их устройство, области применения.
Среди основных типов эквалайзеров выделяют параметрические, графические, а также динамические. Также существуют полупараметрики с предустановленным выбор частот - это всем известные модели классических винтажных эквалайзеров. На данный момент самыми популярными являются параметрические эквалайзеры. Их можно встретить в каждой DAW, также в цифровых микшерных пультах. Основными элементами управления и контроля являются регулятор выбора частоты Frequency, регулятор добротности Q - позволяет выбранную сделать полосу шире или тоньше, регулятор Gain - усиливает или ослабляет выбранную полосу в dB.
Отдельно стоит рассмотреть динамический эквалайзер. Это универсальный инструмент, позволяющий влиять на частотный спектр ещё и от интенсивности входного сигнала в выбранной полосе частот. В таких эквалайзерах также встречается параметр Threshold, который устанавливает значение порога, после которого частоты будут ослабляться.
Динамическая эквализация очень эффективна при работе с вокалом, гитарами, ударной установкой. Рассмотрим как пример - у нас есть два трека с акустической гитарой, которая была записана на два микрофона - МЛ-52-02 и МК-117. В данном случае, МЛ-52-02 будет отвечать за низкочастотную составляющую инструмента, благодаря своему тёплому звучанию, а МК-117 - за верхнюю часть спектра.
Две дорожки с гитарой объединяем в группу, каждый трек подвергаем технической и творческой эквализации. Об этих типах обработки звука мы расскажем во второй части статьи про эквалайзеры. На группе с гитарами применяем динамический эквалайзер. Как правило, гитары - акустические, классические - имеют очень выраженный низ и низкую середину, которые часто способны испортить общее звучание инструмента и сделать его невыразительным и гнусавым. Выбираем на динамическом эквалайзере полосу в диапазоне 200-500 Hz и настраиваем Threshold таким образом, чтобы динамическая полоса срабатывала от -4dB до -5dB. Тем самым, мы компенсируем излишек частот в этой области спектра, делая звучание более сбалансированным и чистым. Также не лишним будет подчеркнуть верхние частоты - МК-117 прекрасно справляется с передачей кристального, искристого и яркого тембра гитар. Для этого настраиваем полосу точно таким же образом, в области от 8kHz до 12kHz, чаще всего это будет около 10kHz, только теперь в режим не ослабления, а усиления частот в диапазоне до +4dB. Это поможет сделать звук гитары более отчётливым и читаемым в миксе, а ещё раскроет “песочность” звука, которая сейчас очень популярна у многих звукоинженеров.
Мы рассмотрели работу с динамическим эквалайзером, а теперь изучим техники, особенности, приёмы. Для начала стоит разобраться в том, что из себя представляет техническая и творческая эквализация.
Технической эквализацией называют процесс обработки звука эквалайзером с целью устранения частотных конфликтов инструментов в миксе, эффекта маскировки и добиваются сбалансированного звучания частотного спектра всех инструментов. К примеру, наиболее известным частотным конфликтом является согласованность звучания баса и бочки. Всё это происходит из-за того, что оба инструмента находятся в одной области частотного спектра и очень часто маскируют друг друга. Подобное случается парами вокал-гитара, рояль-вокал и так далее. Другими словами, всё что находится в одной частотной области и звучит одновременно нуждается в пристальном внимании. Техническая эквализация обеспечивает чистоту, прозрачность и читаемость всего микса.
СОВЕТ: старайтесь делать техническую эквализацию не солируя дорожку с которой работаете, а в контексте звучания всего микса. Это поможет вам намного быстрее работать с тембрами, оперативно выявлять частотные конфликты и контролировать целостность всего микса.
Творческая или художественная эквализация - предназначена для создания тембров и планов микса. То есть, основная её задача направлена на восприятие слушателем того или иного элемента микса или аранжировки. Также художественная эквализация применяется для придания характерных и своебразных тембров инструментам. Самый просто пример - автоматизированная работа low cut или hi cut фильтра для создания развития в миксе. Другими словами, этот тип эквализации предназначен для формирования творческих образов микса, посредством изменения АЧХ.
Рассмотрим несколько приёмов технической эквализации, так как она чаще всего имеет простую, сухую конкретику, нежели художественная, в которой можно дать волю полёту фантазии. В первой части статьи мы рассматривали вариант групповой обработки записанного на два микрофона - МЛ-52-02 и МК-117 - сигнала акустической гитары при помощи динамического эквалайзера. Теперь же рассмотрим техническую эквализацию каждого трека. МЛ-52-02 - динамический ленточный микрофон с выраженной низкой серединой, что, само по себе, прекрасно для записи акустических и классических гитар, а также других инструментов. В свою очередь, МК-117 - широкомембранный конденсаторный микрофон, который прекрасно передаёт весь спектр частот, но в нашем случае, нас будет интересовать его высокочастотная составляющая. Такой метод очень эффективен и позволяет раскрыть все тембры и краски акустического инструмента.
На треке МЛ-52-02 обработку выстраиваем следующим образом - low cut фильтром прибираем ухающий низ, примерно до 80 Hz. Добротность Q регулируем на слух, главное - вырезать ненужный субниз. На слух контролируем область низкой середины, обычно это в пределах -5dB. Шельфовым фильтром убираем верх также руководствуясь слухом и ощущениями восприятия тембра. Если необходимо - производим точечную, “хирургическую” эквализацию отдельных пиков частот. На канале с МК-117 low cut-фильтром с неэкстремальной добротностью вычищаем всё до 250Hz-300Hz. При таких манипуляциях часть спектра в нижней середине останется, но будет значительно приглушена и даст пространство звучанию МЛ-52-02. Производим “хирургическую” эквализацию верхних частот - особое внимание стоит обратить на 1kHz, 3kHz и 4kHz, а также рядом находящиеся обертона. Добиваемся сбалансированного звучания. Иногда область от 18kHz содержит ненужную звуковую информацию, поэтому проконтролируйте её звучание.
Совет: описанный способ является леерингом и для подобных манипуляций со звуком лучше использовать эквалайзер в режиме линейной фазы на каждом из обрабатываемых каналов, а также на группе.