«Техника – это пространство и условие существования звукозаписи» | Интернет магазин «Октава»
8 800 775 3 559
Ваш город Москва
8 800 775 3 559
Ваш город Москва

«Техника – это пространство и условие существования звукозаписи»

«Техника – это пространство и условие существования звукозаписи»

Журнал "Шоумастер" №3 2019 (98)


В 2019 году стартовала серия авторских мастер-классов по звукорежиссуре от команды профессионалов «Мосфильма». Завод «Октава» выступил партнером семинаров. Специально для журнала «Шоу-Мастер» Любовь Стальнова, директор по маркетингу и продажам ПАО «Октава», взяла интервью у Анатолия Рясова, звукорежиссера музыкальных студий киноконцерна «Мосфильм», автора семинара «Запись музыкальной группы».


Анатолий, вы один из основателей проекта Music-Recording.ru. Мастер-классы проекта проходят в условиях реальной студийной работы на базе крупнейшего звукозаписывающего центра России. Расскажите, для чего проводятся эти семинары?

1.jpg

Традиционной сложностью в сфере звукорежиссерского образования является разграничение теории и практики. Хотелось организовать мероприятия, на которых эти вещи оказались бы максимально синхронны. Наши занятия не являются альтернативой многолетнему образованию, предлагаемому вузами, но они могут помочь в рамках конкретной темы и дают возможность обсудить актуальные вопросы звукозаписи в условиях реальной студийной работы с профессиональными исполнителями.

Каждый из семинаров имеет четкую задачу: запись оркестра, запись ударной установки, работа с акустикой студии и т.д. Любой участник может задавать вопросы спикеру прямо во время процесса записи (впрочем, не только записи, в наших планах — встречи, посвященные аранжировке, сведению, мастерингу).

2.jpg

Есть и еще один момент. В России, увы, до сих пор нет основательной платформы для диалога между всеми, кто интересуется звукозаписью. Мы не претендуем на то, чтобы объявить наши семинары такой платформой, но очень хочется сделать еще один шаг в сторону эффективного обмена опытом. В отличие от многих творческих профессий звукорежиссура существует в технологической среде.

Техника — это не просто наш инструмент, но пространство и условие существования звукозаписи. Со стороны сидящий за пультом человек похож на одиночку, но он существует в среде постоянного изучения процессов в области новых технологий. Кроме того, важнейшей задачей для любого звукорежиссера является выход за пределы собственных наработок, постоянная готовность изменять технологические решения. И как показала практика, такие мероприятия оказались интересны не только начинающим музыкантам и звукорежиссерам, среди участников много специалистов с многолетним опытом в области звукозаписи, акустики, производства аудиооборудования.

Обучение всегда проходит с помощью известных коллективов?

Пока мы приглашали только профессиональных музыкантов, потому что раскрыть заявленные темы гораздо легче в условиях, когда исполнители не тратят время на лишние дубли. Но если задача окажется связана с записью начинающей группы, то мы, разумеется, найдем подходящий коллектив.

Мой семинар был посвящен единовременной записи музыкального ансамбля. Наложением мы писали только духовые, перкуссию и вокал, да и то лишь для того, чтобы уделить больше внимания сольным инструментам. Для успешного проведения этого мероприятия, конечно же, нужны были музыканты, привыкшие к совместной игре. С Петром Наличем я сотрудничаю больше 10 лет, и поэтому был уверен, что его коллектив окажется подходящим для решения этих задач. Нам удалось подробно рассмотреть все нюансы, связанные с выбором и расстановкой микрофонов, выбором предусилителей, индивидуального мониторинга, а также, что немаловажно, вопросы планирования студийного времени.

Особое внимание в программе семинара уделено звуку. Ударные, бас-гитара, фортепиано, перкуссия, вокал требуют разных условий записи. И качество ее часто зависит от правильно подобранного микрофона. Расскажите, как отбирали микрофоны для работы?

Мы работали с довольно большим составом, необходимо было ответить на все вопросы, но при этом успеть записать две музыкальных композиции. Кроме того, мне хотелось продемонстрировать различия между записью на аналоговую ленту и в Pro Tools, потому что в своей работе я предпочитаю комбинировать эти технологии.

Конечно, большую часть микрофонного сетапа составили модели, которые я часто использую в ходе своей работы, это оборудование ведущих мировых и отечественных производителей. Но одновременно, когда предоставляется такая возможность, я стараюсь экспериментировать со звуком. Это практически бесконечный процесс, потому что каждая запись, даже если состав музыкантов не отличается, может заставить отказаться от привычных ходов. Замечательно, что на этом семинаре у меня была возможность задействовать практически всю линейку отечественных микрофонов «Октава» - прекрасно помню, как останавливался возле стендов компании на Musikmesse задолго до знакомства с ее представителями.

Какие микрофоны вы использовали?

«Октава», хорошо понимая специфику студийной работы, подготовила для семинаров весь спектр микрофонной техники для записи инструментов и вокала. Это новый бродкастный микрофон МК-115; инструментальный МК-012 с тремя сменными капсюлями; новый вокальный микрофон МК-117, ламповый МКЛ-5000 и ленточный МЛ-52-02.

4.jpg

-Почему для записи гитары вы использовали ленточные микрофоны «Октава», а не традиционно инструментальные?

Я люблю ленточные микрофоны и задействую их для самых разных задач, но для электрогитары я действительно использую их практически на каждой записи. Ленточный микрофон — это идеальный способ дополнить тембральную палитру новой краской.

5.jpg

Тембр является для меня важнейшим элементом звучания. Любопытно, что существует множество звукорежиссерских публикаций и видеороликов, посвященных эквализации — работе с разными частотами, но почти никто не говорит о тембре, хотя все мы в такой же степени работаем с тембрами, как и с частотами. Более того, я думаю, что звукозапись — это, прежде всего, работа с тембрами. Но проблема в том, что измерителя тембра не существует, и поэтому тембральные изменения не получится эффектно продемонстрировать на экране.

Когда я записываю электрогитару, то помимо динамического и конденсаторного я устанавливаю ленточный микрофон на небольшом расстоянии от комбика, и таким образом одновременно получаю новый план и дополнительный тембр. Я люблю, когда на сведении есть возможность выбрать один из микрофонов или сбалансировать все три, нередко я панорамирую ленточный в противоположную сторону от остальных и использую для него отдельную реверберацию (например, листовой EMT), достигая таким образом более объемного звука. Эта схема отлично работает и для наложений той же самой партии — при прослушивании часто кажется, что записано больше двух гитар. И здесь я с уверенностью могу сказать, что микрофон «Октава» МЛ-52-02 отлично подходит для этих задач.

Самая сложная часть записи группы — запись ударных. Вы согласны с этим утверждением? Расскажите пожалуйста подробнее о схеме выставления микрофонов.

Запись установки — это как минимум самая технологически затратная часть записи, во всяком случае по количеству задействованного оборудования. А если исполнитель хороший, то часть комплиментов достанется и звукорежиссеру. Но, конечно, барабанная установка составляет фундамент звучания и требует особого внимания при записи.

7.jpg

Здесь существуют разные подходы. Я воспринимаю ударную установку не как множество тарелок или томов — деталей, каждую из которых непременно нужно выделить и подзвучить особым образом, но, прежде всего, как единый инструмент. Поэтому «близкие» микрофоны (может быть, за исключением большого барабана) чаще носят для меня вспомогательную функцию, а важнейшими являются оверхэды. И здесь задача микрофона - обеспечить сбалансированный звук ударной установки в целом.

Если говорить о выборе микрофона для записи оверхэдов, то обычно это стереопара ламповых микрофонов. В будущем я бы с интересом послушал МКЛ-5000 на ударных, ведь на семинаре мы задействовали эту модель для записи вокала. Также я люблю задействовать еще два-три дополнительных плана — пару, стоящую за спиной исполнителя, и, конечно, микрофоны, записывающие акустику комнаты. Именно эти планы позволяют превратить барабанную установку в небольшой «оркестр».

По этой же причине я люблю записывать барабаны на аналоговый магнитофон — помимо легкой компрессии и тембрального окраса лента в большей степени предоставляет не детализацию, а цельное звучание установки как единого инструмента. Поэтому, если необходимо сосредоточиться на деталях, я скорее предпочту запись в Pro Tools.

В чем сложности выбора микрофона при записи вокала?

Масса сложностей! Дело в том, что вокал — это инструмент, не отделенный от тела, здесь любые нюансы настроения куда больше сказываются на исполнении. То есть существуют, конечно, точки отсчета, но в действительности вокалист даже на следующий день записи иногда поет совсем не так, как в предыдущий день. Из-за этого я в свое время уделял чрезмерно много внимания выбору микрофона для вокалиста, но сейчас я чаще всего останавливаюсь на ламповых микрофонах. И ламповые микрофоны «Октава», например, МКЛ-5000 или МКЛ-111 звучат очень прилично. При выборе подходящего преампа они позволяют услышать все нюансы в исполнении солиста, а именно здесь требуется максимальная детализация.

Почему вы считаете важным сотрудничество с производителями музыкальной техники?

У «Мосфильма» давно установились хорошие отношения с ведущими западными и российскими производителями музыкальной техники. Но тем не менее, даже в Москве до сих пор не налажен полноценный диалог между производителями и пользователями. То есть, конечно, существуют форматы выставок, форумов и тому подобное, но не мастер-классы, на которых в условиях студийной работы можно послушать и сравнить разные модели. Это общение не менее важно для совершенствования технологий, чем другие составляющие производства.

Но есть и более широкая проблема. Дело в том, что звукорежиссерское сообщество не может полноценно существовать в условиях бесконечных жалоб на то, что в России со звукозаписью все не так, как надо. Часто можно услышать, что в этом виноваты музыканты, производители, коллеги-звукорежиссеры, в общем, кто угодно, кроме самого специалиста, сетующего на тяжелую судьбу. Хочется противопоставить что-то этому периодически возобновляемому плачу. Что ж, у нас, безусловно, имеются множество направлений, нуждающихся в модернизации, но все-таки стоит заметить, например, что музыка Алексея Айги, записанная в России, звучит не только в российских, но и в известных французских и американских кинофильмах. Я считаю, что фонограммы Артемьева нисколько не проигрывают западным саундтрекам, а, например, многие записи «АукцЫона» мне нравятся не меньше, чем альбомы английских групп. Сегодня мы отнюдь не изолированы от мировой звукописи, с каждым годом на «Мосфильме» увеличивается количество международных проектов, и эта тенденция, скорее всего, будет захватывать все больше отечественных звукорежиссеров, музыкантов и производителей оборудования.

8.jpg

Свежий номер журнала «Шоу-Мастер» ссылке http://www.show-master.ru/categories/soderzhanie_zhurnala_shoumaster_3_2019_98.html




07.10.2019