Естественно, без шума: обзор Октава MK-115 и Октава MK-117
Композитор и музыкальный продюсер из Берлина Рафаэль Чернут провел эксклюзивное испытание микрофонов «Октава» МК-115 и МК-117 для немецкого отраслевого издания Professional Audio и высоко оценил звукозаписывающие устройства российской компании. С разрешения автора и издания SAMESOUND публикует обзор Oktava MK-115 и MK-117 в адаптированном варианте.
Завод «Октава» расположен в Туле, примерно в 200 километрах к югу от Москвы. Это старейший и крупнейший производитель аудиооборудования в России. Зарубежом «Октава» известна, прежде всего, своими профессиональными студийными микрофонами. В частности, эксперты высоко оценили узкомембранный комплект МК-012 со сменными капсюлями с различными характеристиками направленности. Однако в ассортименте российского производителя не только популярные во всем мире конденсаторные микрофоны МК-012, но и много других востребованных моделей, позволяющих звукорежиссёрам решать самые разные задачи.
«Большинство из них имеют очень привлекательную цену, а дизайн очаровывает тщательной ручной работой, приправленной щепоткой милитаризма и навевающей ностальгию восточных немцев по ГДР», — отмечает Рафаэль Чернут. И это действительно так — помимо гражданской продукции, завод производит изделия для оборонной промышленности. И не всем известный факт — советский космонавт Юрий Гагарин, ставший первым человеком в Космосе, свое знаменитое «Поехали!» сказал именно в микрофон «Октава».
О расширении модельного ряда высококлассными широкомембранными микрофонами «Октава» объявила на всемирной выставке NAMM в США в прошлом году. Обе модели МК-115 и МК-117 стоят в два раза дешевле, чем ламповые аналоги конкурентов, а звук выдают очень близкий к «ламповому». Качество при этом не страдает. Эти микрофоны имеют классический «бутылочный дизайн», хорошо известный по микрофонам «Октава» МКЛ-5000, МКЛ-112, Neumann CMV3 или CMV563. Кстати, недавно, «Microtech Gefell» даже возобновили производство последнего в связи с высоким спросом.
Посылка из России
Оба микрофона у меня в пластиковом кейсе с защитным слоем из вспененного материала. В России эти микрофоны чаще всего упакованы в картонные коробки или деревянные футляры. На каждом кейсе есть наклейка с названием продукта и датой проверки микрофона перед отправкой.
Помимо самого микрофона в комплекте находится крепление на микрофонную стойку, руководство по эксплуатации, и, как заведено у «Октавы», распечатка индивидуальной частотной характеристики. Последнее, на мой взгляд, очень важно и свидетельствуют о серьёзном отношении производителя к своим продуктам.
Оба микрофона производят очень приятное впечатление и сделаны качественно. Металлический корпус безупречен, а все резьбовые соединения имеют плавный ход. На тыльной стороне микрофонов расположена гравировка «Сделано в России».
Защитная сетка микрофонов имеет двойной поп-фильтр для защиты капсюля от механических повреждений, например, ударов при случайном падении и подавления взрывных звуков. Эту сетку можно отвинчивать с обеих сторон, чтобы получить доступ к капсюлю.
Хотя капсюли обеих моделей микрофонов расположены посередине, они значительно различаются по конструкции. Капсюль МК-117, скорее всего, является «реинкарнацией» капсюля К67, а вот конструкция электрода капсюля МК-115 более своеобразна, и я не могу точно определить модель, послужившую для неё примером.
Корпус MK-115 легко развинчивается и позволяет взглянуть на электронику. Здесь меня удивило малое количество компонентов (в том числе конденсаторов Vishay) на достаточно большой плате размером 3,3×3,3 см. Учитывая большой вес, я ожидал обнаружить там трансформатор. К сожалению, корпус более крупного MK- 117 не так просто разобрать, но мне удалось лишь мельком взглянуть на также довольно минималистично оборудованную плату. Здесь тоже не оказалось трансформатора. Так что вес микрофонов обусловлен, скорее, тяжелым корпусом, который хорошо защищает от вибраций.
Оба микрофона довольно массивные и куда тяжелее, чем можно было бы предположить исходя из их размеров. При взвешивании меньшей модели MK-115 весы показали значение около 600 граммов, МК-117 — 800 граммов.
На втулке расположен серийный номер, который можно использовать для отслеживания периода производства соответствующего микрофона. Дополнительно к микрофону желательно приобрести антивибрационный держатель (AM 60/27).
Технические характеристики
Микрофоны объединяет не только минималистичный дизайн, но и то, что оба — широкомембранные микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности. У них нет ни переключателей, ни фильтров нижних частот. Оба микрофона воспроизводят частотный диапазон от 20 Гц до 20 кГц. Выходное сопротивление составляет 300 Ом. Для работы используется фантомное питание.
Более узкий MK-115 обладает довольно низкой чувствительностью в 10 мВ/Па, что делает его более требовательным к предусилителю в отличие от MK-117, который имеет относительно высокую чувствительность в 23 мВ/Па. На практике для достижения одинакового уровня требуется около шести децибел.
Согласно техническому паспорту, собственный шум MK-115 составляет менее 18 дБ, а предельный уровень звукового давления составляет 120 дБ (0,5% суммарного коэффициента нелинейных искажений). Собственный шум MK-117 составляет менее 20 дБ, а предельный уровень звукового давления составляет 124 дБ (0,5% суммарного коэффициента нелинейных искажений).
С точки зрения стоимости, лишь в значительно более высоком ценовом диапазоне (в 2,5 раз выше) найдётся ряд микрофонов, которые выигрывают по ряду параметров. Например, Austrian Audio OC 18 обладает динамическим диапазоном в 140 дБ, в то время как у MK-115 и МК-117 он значительно меньше — 124 дБ. Но в своём сегменте до $500 у микрофонов «Октава» лучшие параметры, которые обеспечивают качественную запись.
Oktava MK-115/MK-117 в действии
Много лет я пользуюсь стереопарой широкомембранных микрофонов «Октава» МК-102. Они — мой абсолютный фаворит для записи акустических гитар, но также очень хорошо подходят для применения в других областях. Испытуемые микрофоны значительно тяжелее, поэтому для них рекомендуется использовать устойчивую микрофонную стойку.
Тестирование показало, что MK-115 и MK-117 отличаются не только визуально, но и своим звучанием. Сначала я испытал их с акустической гитарой, на расстоянии в 20 сантиметров, на пятнадцатом ладу. MK-115 впечатляет непревзойденным, нейтральным звуком, который очень гармонично воспроизводит мою гитару.
В целом, я не поклонник искусственного повышения высоких частот, поэтому мне очень нравится MK-115 с точки зрения звуковой эстетики. Гитара звучит спокойно и благородно, и не нуждается в эквалайзере или каких-либо других вспомогательных средствах. В общем, она звучит так, как и должна звучать.
MK-117 ведет себя несколько иначе, чем MK-115, особенно на высоких частотах, но и этот микрофон вызывает у меня приятные эмоции. Сначала наблюдается небольшое увеличение диапазона частот с 3 кГц до 6 кГц. А за ним следует снижение, хорошо известное по многим микрофонам высокого класса, таким как Neumann U67 или AKG C12 (или Austrian Audio OC818).
Примерно на 11 кГц кривая снова идёт вверх, обеспечивая свежий «воздушный» диапазон. Он также прекрасно воспроизводит инструмент, обеспечивает качественный звук, и гитарный сигнал с самого начала готов к сведению.
Оба микрофона обладают очень высокой пропускной способностью и приятным звучанием в средне- и низкочастотном диапазоне. На самом деле мне трудно выбрать какую-то из записей — обе звучат превосходно. Для записи автора-исполнителя я бы использовал MK-115 с более ровной частотной характеристикой, чтобы в полной мере проявить голос. Для записи группы с большим количеством инструментов, хорошим выбором был бы MK-117, чтобы обеспечить лучшее сведение гитары.
Далее настала очередь контрабаса — микрофоны и здесь проявили себя лучшим образом. Низкочастотный диапазон обеих моделей точный и непрерывный, без гудения или размытия. Запись звучит живо и естественно, в обоих случаях записанный сигнал идеально сбалансирован — можно сэкономить время и силы на дальнейшей обработке.
Я испытывал отработку микрофоном пиков и атак с помощью близко расположенного тамбурина, и даже здесь «Октавы» были безупречны и не дали неприятных искажений. При внимательном прослушивании можно заметить, что эти микрофоны различаются воспроизведением переходов. MK-115 воспроизводит их очень точно, в то время как MK-117 смягчает их. Разница невелика, но форма волны подтверждает, что МК-117 имеет тенденцию к небольшому сглаживанию атак.
Это впечатление подтверждается и бас-бочкой, для записи которой обе «Октавы» также отлично подходят.
Исходя из формы волны, сигнал MK-117 выглядит однородно, как будто минимально воздействующий компрессор уже немного уменьшил пики уровня. Что касается звука, то иногда кажется, что MK-117 — это ламповый микрофон. MK-115 обеспечивает очень точные переходы ударных при небольшой резкости в низкочастотном диапазоне. Звуки остальных инструментов передаются MK-115 немного тише, что говорит о несколько более узкой кардиоиде по сравнению с МК-117.
Обе модели хорошо справляются и с передачей голоса. Расстояние в 15 сантиметров идеально подходит для достижения сбалансированного эффекта разговора вблизи. Что касается речи и вокала, лично я склоняюсь к MK-115, потому что он сглаживает резкость свистящих звуков, сохраняя высокую разборчивость. У MK-117 передача свистящих звуков находится в пределах нормы, но MK-115 очень напоминает мне маслянистый звук Neumann. В любом случае, с записью голоса всё в полном порядке, да и «Октавой» модели позиционируются как микрофоны для речи и вокала.
Что касается шумов, то на мой взгляд, производительность обоих устройств лучше, чем предполагает технический паспорт. Я замерил уровень собственного шума у МК-115 и МК-117: для первой модели он составил 13 дБ, для второй — 16 дБ. Такие показатели на практике означают, что шумы при работе с микрофонами отсутствуют практически полностью.
Выводы
Изначально я был настроен скептически к MK-115 и MK-117 — так ли нам нужна ещё пара моделей в ценовом сегменте в районе $500? Конкуренция здесь велика, найти модели, которые превосходят обе «Октавы» по техническим характеристикам и набору функций, не составит труда. Однако тестирование развеяло скепсис.
Обе модели звучат отлично, их звук моментально покоряет. Инструменты и голос звучат ненавязчиво и естественно, с приятными тёплыми красками и благородным оттенком. MK-115 обладает довольно ровной частотной характеристикой, что помогает при записи голосов с проблемными свистящими звуками. MK-117 же отличает усиленный высокочастотный диапазон без тенденции к резкости. К тому же фактические значения шума микрофонов оказались ниже, чем заявлено в техническом паспорте. Всё-таки у многих моделей более низкой цены дела обстоят обычно ровно наоборот.
Для меня действительно хорошие микрофоны объединяет одна особенность: при правильном расположении в студии сигнал через них остаётся таким же, каким его слышат мои уши. Обе «Октавы» соответствуют этому субъективному условию. И это при том, что капсюли в моделях разные.
В любом случае, звучат MK-115 и MK-117 отлично, родство моделей не вызывает сомнений. Безоговорочно рекомендую использование обеих моделей.
Вердикт Oktava MK-115 / Oktava MK-117
Оценка 9
• Качество звука 10
• Практичность 8
• Соотношение цены и качества 9
• Внешний вид 9
Нейтральный и натуральный звук, высокая универсальность и приятный ценник. Обе модели великолепно справляются с записью любых инструментов. Теперь в ценовом сегменте в пределах 30 000 рублей стало на пару вкусных моделей больше.
Понравилось:
• Нейтральное и натуральное звучание
• Универсальность: можно записывать любые инструменты одинаково качественно
• Практически полное отсутствие шума