Запись и сведение клавишных (рояли, пианино и другие). Микрофоны, техники, пост-обработка
Работа с клавишными инструментами, такими как рояли, фортепиано и подобные представляет собой сложный многоуровневый процесс, который предполагает в своей основе несколько фундаментальных базовых принципов. О них сейчас и пойдёт речь.
Чаще всего, рояли и фортепиано записываются на несколько микрофонов. Необходимость наличия в процессе работы двух и более микрофонов обусловлена тем, что инструменты имеют богатый тембральный окрас, характеристики которого важно раскрыть и передать во всём многообразии. Для этого существует несколько техник. Например, формируется несколько зон или полей - ближнее, среднее и дальнее. В ближнем поле рояль записывают с открытой крышкой, микрофон устанавливается очень близко к молоточковой механике. Это может быть как один, так и пара микрофонов, работающих в стерео.
Для этих задач пригодятся конденсаторные микрофоны МК-117, МК-012. Записывая ближнее поле вы получаете сухой, прямой сигнал прямиком из рояля, со всеми сопутствующими артефактами звукоизвлечения, такими как шум молоточков.
В среднем поле лучше всего использовать какую-то вариацию из стереосистем, например, AB или XY. Здесь лучше всего проявит себя подобранная стереопара МК-012-02. Устанавливать напротив инструмента, либо за исполнителем, либо сбоку от него, справа, перед открытой крышкой. Расстояние до источника звука определяется на слух. Записывая среднее поле в стерео вы получаете объёмную звуковую картину, которая на пост-обработке дает широкое пространственное звучание. В дальнем поле мы в основном фокусируемся на общем звучании комнаты или зала, где записывается клавишный инструмент. Здесь стоит внимательно отнестись к пространственному звучанию и оценить его полезность в общем миксе. Иногда без него можно и обойтись, в случае наличия большого количества паразитных артефактов. Однако, бывают залы и пространства, звучащие невообразимо детально, прекрасно дополняя своей естественной реверберацией общую звуковую палитру. Для записи зала можно использовать ламповый конденсаторный микрофон МКЛ-5000 в режиме “круг” или “восьмёрка”.
В сведении и пост-обработке стоит внимательно отнестись к фазе записанного сигнала и контролю фазовых искажений. Рояли и фортепиано практически всегда обладают выраженной серединой . Баланс тембров в этой области контролируется параметрическими и динамическими эквалайзерами. В дальнем поле стоит обратить внимание на высокие частоты. Довольно часто “песочный” звук реверберации ухудшает общее восприятие основного сигнала и музыкальной информации. В этом случае стоит приглушить излишние высокие частоты плавным шельфовым фильтром или фильтром High Cut с не очень высокой добротностью полосы среза.
Для компрессии звука рояля лучше всего подойдут винтажные ламповые компрессоры или их программные эмуляции.