Использование микрофона Октава МК-012 в кино
Использование микрофона Октава МК-012 в кино
Звук в кино – это мощный инструмент, который погружает зрителя в атмосферу событий. Жужжание комаров над болотом, шум прибоя, причмокивания и придыхания актеров, задающие характер героев – вся эта звуковая палитра наполняет сцены жизнью. Без микрофона, который всегда остается за кадром, не случилось бы той магии, оживляющей безмолвный видеоряд.
И за этим всем стоит работа целой команды с большим парком оборудования во главе со звукорежиссером. И важной задачей является подбор техники, способной создать это реалистичное звуковое поле.
Сегодня поговорим об универсальном конденсаторном микрофоне МК-012, давно заслужившим свою популярность не только на студии, но и на киноплощадке. Своими впечатлениями поделился звукорежиссер кино и телевидения Ян Бабкин. За плечами Яна 20 лет опыта и более 200 реализованных проектов. Ян является обладателем комплекта стереопары МК-012 с тремя сменными капсюлями разных диаграмм направленности: кардиоида, гиперкардиоида, круг.
Мы поговорили с Яном и попросили его дать беспристрастный отзыв на работу нашего флагмана в киноиндустрии. Делимся рассказом Яна с вами.
МК-012 как швейцарский нож: благодаря наличию сменных капсюлей вы получаете четыре микрофона с совершенно различными характеристиками для разных задач. МК-012 с широкомембранным капсюлем используется для записи фонов и шумов, так как обладает высокой чувствительностью. На него можно записать звуки, которые сложно собрать на микрофонах типа пушки - они обладают способностью отрезать боковые волны интерференции. Для киноплощадки больше всего подходят узкомембранные капсюли гиперкардиоида и кардиоида, поскольку есть необходимость захватывать звук фокусно, но бывают и исключения, о которых поговорим ниже.
Plant-микрофон – это слэнговое название ряда микрофонов, которые можно спрятать в интерьере внутри декорации, условно в цветочном горшке. Также их крепят на ножки стула или стола. Этот приём с микрофонами МК-012 удаётся провести благодаря их конструкции и небольшому размеру.
«Ситуация такая, сцена снимается на широкоугольный объектив с небольшого расстояния. Моим ассистентам не удается выйти в рабочую зону основными бум-микрофонами. Как правило, это микрофоны Sennheiser MKH416. Персонажи сидят за столом, вокруг нет предметов, за которыми можно спрятать микрофон. Я цепляю с помощью кронштейна МК-012 с кардиоидной головой к ножке стола, прячу его под крышкой стола и вывожу на границу крышки, так чтобы его не увидела камера, но при этом он был достаточно близко к фокусному расстоянию. Кардиоида позволяет взять в качестве рабочего пространства всё, что будет над ней. Она направлена вертикально на границе с крышкой стола и забирает на себя всё, что находится вокруг неё, при этом отсекает переотражения и лишние сигналы снизу. Как итог – сцена записалась изумительно. И очень важно, что я могу прямо на ходу менять капсюли, в зависимости от ситуации.»
В кино существуют устоявшиеся стандарты индустрии, от которых киношники отступают неохотно. Да и зачем заново изобретать колесо? Такой важной составляющей киномашины являются микрофоны Sennheiser MKH 60 и Sennheiser MKH 8060. Но и надежное колесо иногда может отвалиться в самый неподходящий момент.
«Не знаю, что произошло, но неожиданно второй главный микрофон MKH 8060 отключился на середине дубля. Он не подавал никаких признаков жизни. Я проверил всю цепочку с радиосистемой, все было в норме, а микрофон не подавал никаких признаков жизни. В то время я использовал МК-012 только в качестве плант-микрофонов и боялся использовать в качестве основных, потому что еще не удавалось послушать как звучит Октава на Post Production. Но так как мы находились в Ярославской области и ждать замену пришлось бы два дня, а смены необходимо было отрабатывать, я дал установку своим ребятам, чтобы они поставили в качестве второго микрофона МК-012 с гиперкардиоидной головой…И я был приятно удивлен.»
В гулком, шумном вокзале в Рыбинске с большим количеством переотражений, как в храме, в паре с Sennheiser MKН 8060, Октава МК-012 отработал ничуть не хуже MKH 8060 – разницы в мониторных «ушах» на площадке замечено не было. Однако тесты на постпродакшен показали некоторые нюансы. Они связаны с тем, что в области верхних частот идёт падение сигнала, несмотря на то, что на спектрограмме микрофона* это не зафиксировано. Но субъективно многие звукорежиссеры слышат это.
*Примечание Октава: к каждому студийному микрофону нашего бренда прилагается индивидуальный график амплитудно-частотной характеристики. Он показывает, на каких частотах конкретно этот микрофон воспринимает звук лучше, а на каких – хуже.
Если вы правильно выстроили весь тракт звукозаписи, то верхние частоты подтянуть довольно легко – буквально 1,5-2 дБ. Такая особенность микрофонов связана с тем, что эти микрофоны используются как оверхеды и ставятся над барабанной установкой и записывают на себя звук железных тарелок. Это звонкие высокочастотные звуки в районе от 8 МГц до 20 кГц.
«И в общем я стал чаще использовать эти микрофоны в ситуации, когда имею дело с шумными местами для того, чтобы чуть-чуть отрезать необходимый мне полезный сигнал от внешних шумов, не нужных в драматургическом представлении картины.»
Чувствительность микрофона ниже чем у стандартов индустрии, но в этом есть свои преимущества. В одной из локаций с шумной постоянно работающей вентиляцией в качестве основных микрофонов у бум-операторов было решено использовать МК-012. Локация заставляла подниматься чуть выше фокусного расстояния (часто такое бывает на общих планах, даже иногда на средних) и здесь пригодился гиперкардиоидный капсюль, который обладает замечательными свойствами. Он хорошо фокусируется на том, что находится перед ним в центре. Это похоже чем-то на Sennheiser MKH 50. Хотя стоит отметить, что он берет сигнал шире, чем его зарубежные братья по классу. Но благодаря тому, что у МК-012 не супервысокая чувствительность, он помогает нам избежать появления множества лишних шумов.
«Снимая одну из проходок, где невозможно было работать с помощью бум-микрофонов, я выбрал микрофоны с круговыми капсюлями и расставил их в сети в определенных точках, где по согласованию с режиссером должен был проговариваться основной текст. Я слышал текст чуть рассеяно, и ближе к точке установки микрофона проявлялся сигнал. Круговой капсюль позволил сделать появление плавным, благодаря эффекту рассеивания и тому, что капсюль не направлен, удалось подчеркнуть, что герои подходят к камере и сохранить плановость звука.»
Хочу заметить, что микрофоны Октавы не шумные, они достаточно тихие, я использую их с хорошим оборудованием. Я использую плагоны немецкой компании фирмы Sennheiser, американской Lectrosonics и записываю все это в рекордер фирмы Sound Devices. И даже когда я использую маленький комплект на рекордере Zoom, то правильно выстроенный тракт позволяет избежать каких-то аппаратных шумов микрофона. МК-012 отличные, чистые, с ними все здорово.
Единственное, что, наверное, мне бы стоило отметить из негативного опыта в эксплуатации микрофонов МК-012, это, конечно, корпус самого микрофона. Он никелевый и очень мягкий. Мои рабочие микрофоны сейчас, конечно, выглядят пожевано, просто потому что для крепления я зажимаю их клэмпами - струбцинами.
Благодарим Яна Бабкина за предоставленные фото и интервью.